29 марта в рамках программы «Зеленые» вузы России» Движения ЭКА прошел Международный онлайн-конгресс «Зеленый путь: успешный опыт образовательных организаций в развитии и популяризации экологичного транспорта». На нем представители крупных вузов, общественных организаций, региональных комитетов и дирекций по развитию транспортных систем обсудили развитие и популяризацию экологичного транспорта.
Также на конгрессе представили свои разработки российские создатели «зеленых» стартапов и экопросветители. Рассказываем о нескольких уникальных отечественных проектах, которые недавно вышли на рынок альтернативного транспорта, и просветительских находках, которые помогают распространять знания о нем.
Стартап, который заряжает
Компания «Яблочков» появилась в 2016 году в Санкт-Петербурге. Она занимается тем, что разрабатывает ультрабыстрые зарядные станции для электробусов и электромобилей. 15 минут ожидания — и можно продолжать путь.
Первую зарядную станцию один из основателей компании Самвел Аветисян собрал собственными руками на солнечных панелях — по инструкции, которую просто нашел в сети. Проект представили на экофестивале Политехнического университета. Идею оценили, и было решено не откладывать ее в долгий ящик. Из выпускников технических вузов собралась команда энтузиастов, которая и запустила стартап. Компанию назвали в честь выдающегося советского инженера-электротехника Павла Яблочкова, который изобрел дуговую лампу, или «свечу Яблочкова».
Основная дилемма, которую пришлось решать команде проекта — делать ставку на медленные зарядные станции, более доступные, или исследовать тогда еще полную белых пятен область быстрых зарядных станций.
«Это был в какой-то мере прыжок веры, основанный на появившихся данных на мировом рынке, которые говорили о том, что за ультрабыстрыми зарядными станциями будущее. Как оказалось, этот выбор был сделан не зря. В итоге у нас появились заказы на оснащение электробусных парков, на поставки в Республику Беларусь. Сегодня мы достигли уже 3 млн зарядных сессий на наших станциях и стремимся дальше», — рассказала директор по персоналу компании «Яблочков» Ирина Филякина.
Электроскейтборд будущего
Небольшая команда из трех человек разрабатывает уникальное транспортное средство для прогулок и коротких поездок по городу — электроскейтборд. По словам создателей, его преимущество в компактности. Он занимает гораздо меньше места, чем самокат или велосипед, так что его можно носить с собой. И легче — весит модель около 5 килограммов.
Электроскейтбордом можно управлять либо с помощью эргономичного джойстика, либо с помощью смартфона. Подача тяги на мотор включается одним нажатием кнопки. Модель уже успели оснастить системой экстренного торможения и нижней подсветкой, которая позволяет видеть дорогу под собой, а в будущем планируют встроить и фонарь, который будет играть роль фары.
«Проект появился совсем недавно, и пока что для производства первых скейтбордов использовали импортные запчасти. Но все ПО, корпус, батарея и клиентская поддержка на нашей стороне, а в дальнейшем мы планируем использовать разработанные лично нами платы управления моторами и импортозаместить детали», — рассказал генеральный директор компании «Футурион» Максим Чесноков.
От Волгограда до Крыма на солнечной энергии
Автономный транспорт на солнечных батареях кажется идеей из научно-фантастического романа, но сегодня такой проект уже существует. Его создала команда изобретателей из Волгоградского технического университета. Они построили две модели «Солнцеката»
Первая модель «Фермер» напоминает рикшу с небольшим навесом. В сутки без подзарядки она способна проезжать 50 километров и перевозить вес около 100 кг. Разгоняется модель до скорости 45 км/ч — этого вполне хватает для передвижения по городу. Вторая модель «Турист» создана для путешественников и способна на гораздо более долгий автономный путь. Она напоминает велосипед с крышей-экраном, наполовину состоящим из солнечных батарей. Создатели уже устроили на ней пробег на 1350 километров от Волгограда до Севастополя. Доехали за 9 дней с палатками, доказав, что солнцекат может продержаться столько времени без подзарядки.
«Почему солнцекат, а не электромобиль? Из-за производства аккумуляторов и сложностей с их утилизацией мы считаем электромобили менее экологичными. Но пока что солнцемобили проигрывают из-за низкого КПД солнечных батарей. Мы работаем над тем, чтобы его увеличивать», — поделился Иван Богданов, руководитель проекта «Солнцекат».
От дебатов до реализации
Руководитель экологического добровольческого движения студентов Елабужского института Казанского федерального университета Ильназ Зиганшин — один из активных участников программы «Зеленые» вузы России». Вместе с командой в рамках квеста «Зеленый путь» он должен быть провести просветительское мероприятие на тему экологичного транспорта, и в качестве формата решил выбрать дебаты. Он оказался очень эффективным: студенты сами продумали вопросы для дебатов, подготовили выступления, собрали аудиторию. Благодаря высокой активности студентов результаты обсуждения дошли до администрации вуза.
«Администрация вуза пошла нам навстречу и установила около главного здания и зданий двух больших кампусов велопарковки. Студенты также предложили продолжить дорогу для электротранспорта между Челнами и Елабугой. Многие студенты ездят на учебу именно туда, и благодаря общественному транспорту они бы смогли сэкономить и деньги, и природные ресурсы. Мы также связались с администрацией Национального парка «Нижняя кама» и предложили им разработать проект эковелотропы, ждем от них ответа», — рассказал Ильназ Зиганшин.
Креативный подход к серьезной теме
С ростом популярности альтернативного транспорта, к сожалению, увеличивается и количество ДТП с участием велосипедистов и самокатчиков, и этот факт нельзя оставлять без внимания. В АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» решили, что распространить знания о правилах безопасного использования этого транспорта может стать социальная реклама, и стали искать, кто сможет предложить современные решения на эту тему.
Выбор пал на студентов креативных специальностей — в том числе и потому, что они и сами часто пользуются велосипедами и самокатами. Участники создавали работы в формате социального ролика и социального плаката. В конкурсе уже приняли участие более 100 человек. Сильной мотивацией для них стала реальная возможность вывести работу в широкие массы. Ролики победителей до сих пор транслируются во всех автобусах Санкт-Петербурга, а плакаты размещаются на билбордах Ленинградской области, в соцсетях и на сайтах профильных административных органов.
«В этом году конкурс тоже состоится, мы принимаем работы до 15 июня 2024 года. Ждем работы студентов и профессионалов в сфере социальной рекламы», — рассказала Ксения Липатова, начальник отдела инвестиционной политики и внешних связей АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.